Познавательные процессы:
Во 2-ом классе продолжается
развитие основных характеристик познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.
У второклассников, как и у
первоклассника, над всеми психическими процессами доминирует
наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Начинается развитие
словесно-логического и образного мышления.
Рекомендация: объясняйте ваши
мысли наглядно, на конкретных примерах. Например, ученик быстрее поймет задачу,
если будет решать ее с помощью вкусных яблок.
Необходимо развивать
словесно-логическое мышление - сделать это можно с помощью дополнительных
вопросов "почему?", "зачем?" и т.д.
Ведущий вид деятельности:
До второго класса основным
механизмом познания окружающего мира у ребенка была игра. Во втором классе
таким механизмом становится учебная деятельность. Но ребенок все еще любит
развивающие игры.
Рекомендация: наблюдая за тем, когда
ученик играет с детьми или с вами, вы можете определить уровень его личностного
развития.
Социальная ситуация развития:
Второклассник продолжает
приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной
деятельностью, и начинает приспосабливаться к системе требований сверстников
при общении с ними.
Рекомендация: хвалите ученика
почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех
порождает новый успех. А для этого ребенок должен верить в свои силы, знать,
что я самоценен.
Мотивация:
Во втором классе у ребенка
продолжается формирование мотивации к школе.Мотивация к школе бывает:
·
Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей
даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
·
Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а
ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У
таких детей успеваемость обычно средняя.
·
Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые
знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Новообразование:
У
второклассника продолжается закрепление внутренней позиции. Ребенок обучается
самостоятельному контролю, а затем и оценке собственной деятельности.
Рекомендация: обсуждая
прошедший день, подведите итоги вопросом: «Ты доволен собой?»Если ученик
себя переоценивает, то обратите внимание на его неудачи. И объясните, как их
можно избежать. Если ученик
себя недооценивает, просто за что-нибудь похвалите его. Так он
научится правильно себя оценивать.
Общение:
Круг общения
второклассника зависит от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается
с теми, кого взрослые одобряют.
Рекомендация:
не говорите при ученик негативно о его одноклассниках и их родителях. Ваша
отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.
Подведем
итоги:
В это время
происходит активное освоение учебной деятельности. Ребенок, побуждаемый
взрослыми, начинает учиться оценивать причины своих достижений и неудач, т.е.
развивать познавательную рефлексию. Присутствует острое желание быть успешным в
учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Поэтому у некоторых
детей появляется тенденция к снижению самооценки, например ребенок может думать
о себе так: «Я плохой, потому что я плохо пишу (читаю).» Эта тенденция может
закрепиться, если ребенок считает, что родителей очень огорчают его неуспехи.
·
Следует
иметь ввиду, что у некоторых детей возможно снижение творческих способностей,
стремления фантазировать за счет появления умения действовать по образцу.
·
В это время
активно развивается воля ребенка. Он учится сдерживать свои непосредственные
импульсы, учитывать желания других людей. Начинают развиваться произвольные
внимание и память. Но для длительно концентрации ребенку требуется внешняя
помощь: интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации. Внимание
зависит не только от воли ребенка, но и от его темперамента. Устойчивость
внимания снижается к концу дня, недели, учебной четверти, после заболеваний.
·
Учитель
продолжает оставаться значимой фигурой. Но появляется более личностное
отношение к нему – стремление к общению с ним на переменах, прогулках.
·
Появляется
способность дифференцировать личностные качества сверстников.
·
У некоторых
второклассников может наблюдаться сильное стремление к лидерству. Между
некоторыми детьми появляется соперничество.
·
Начинает
развиваться способность к сотрудничеству. В играх и учебе. Дети учатся
договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых.
Но это им еще трудно делать.
·
Ребенок
начинает осознавать свою роль в семье, отношения между родителями. Глубоко
страдает, если они его не удовлетворяют.
Комментариев нет:
Отправить комментарий